Тема: Навигация без навигатора

Навигация без навигатора

Оцениваем навигационные программы для планшетов

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.41.jpg

— Штурман, мы где?
— На втором уровне. Сейчас этого монстра замочу и будет третий.

Смешно? А ведь это потенциальный диалог пилота и штурмана, если последнему предложить вести не по бумажным картам и навигатору, а по планшетному компьютеру с закачанными фильмами и играми в том числе.

С одной стороны, у этой игрушки есть позитивный момент — способность развлечь экипаж на отдыхе или отвлечь детей в автопутешествии, но вот способна ли она заменить серьезный и дорогой навигатор?!

Ни для кого не секрет, что сегодня можно приобрести бюджетный планшет за 4-6 тыс. рублей и он будет более навороченным, чем навигатор за аналогичную сумму.

По чему едем?
Для планшетов доступны векторные (масштабируемые) карты с возможностью прокладки маршрута для навигационных программ типа «Навител»; векторные карты типа «OpenStreet Map»; растровые спутниковые карты и переведенные в электронный формат бумажные карты.

Векторные карты с прокладкой маршрута для использования вне дорог непригодны в силу недостаточно детализации проселочных и лесных дорог, а также топографии местности.

Спутниковые карты (изображения земли со спутника) пригодны для использования вне дорог с большими ограничениями. Если в окрестностях населенных пунктов ими пользоваться можно, то выехав на заросшие тропинки такие карты становятся бесполезными.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.22.jpg

Вы не поверите, но это единственная дорога к некогда богатым поселкам в Коми. Пытаться найти ее на он-лайн картах бесполезно.

В качестве эксперимента была попытка использовать спутниковые карты в Рязанской, Владимирской и Костромской областях, где польза от них была ничтожно малой из-за густой растительности и дорог, практически не читаемых на спутниковом изображении.

Векторные карты типа «OpenStreet Map» страдают той же болезнью, что и карты с прокладкой маршрута — низкой детализацией территорий вне дорог общего пользования. Чуть большая детализация топографии, но такая же недостаточная для полноценного использования.

Плюсом таких карт является только возможность их параллельного использования для ориентации на местности в большом масштабе, с привязкой к населенным пунктам и дорогам общего пользования. Плюсом в этом случае является их масштабируемость без потери качества. Минусом необходимость сетевого подключения или записи (кэширования) в память устройства.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.23.jpg

Спутниковая он-лайн карта позволяет определить общую ситуацию по маршруту. Заменить полноценную навигацию она не способна.

Остаются ставшие электронными оцифрованные бумажные карты. Здесь тоже все не просто и тот, кто впервые возьмется за них будет несколько разочарован. С одной стороны это великолепная детализация местности (зависит от исходной бумажной карты), с другой стороны ограниченная возможность масштабирования. В общем, аналогия старой бумажной карты, которую нельзя приблизить, если масштаб не пригоден для рассматривания «вооон того бережка ручейка за тропинкой»...

Чем пользуемся?
Для теста будем использовать три устройства. Два планшета с экранами по 7 дюймов: Wexler.TAB 7t и его младшего брата Wexler.TAB 7iS, а также тяжелую «яблочную» артиллерию iPad. Apple iPad в нашем случае исключительно для полноты картины и обзора программ для iOS, так как бюджет его приобретения в два-три раза выше, чем стоимость покупки Wexler.TAB и врядли кто-то будет его приобретать для того, чтобы утопить в пампасах, хотя...

Wexler.TAB 7t старший в линейке 7-дюймовых устройств. Ценник в магазинах столицы варьируется от 6 до 12 тысяч рублей, что достаточно приемлемо для такого устройства.

На борту модели 7t четырехядерный процессор NVIDIA Tegra 3 с частотой 1300 мегагерц, 1 гб оперативной памяти DDR3, семидюймовый IPS-экран с разрешением 1280х800, 5-мп камера с автофокусом на задней панели и фронтальная камера 0,3 мп, GPS & A-GPS.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.43.png

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.44.jpg

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.45.jpg

Wexler.TAB 7t.         
         
В качестве «ништяков» 3G-модуль с SIM-картой стандартного размера, слот для карты памяти формата MicroSD, WiFi, Bluetooth и, что самое невероятное для бюджетного устройства — HDMI выход и полноценный USB-порт для подключения внешних устройств, например, внешнего GPS-модуля для более уверенного приема сигнала спутников.

Wexler.TAB 7iS – несколько дешевле своего собрата и предлагается по цене от 4 до 5,5 тысяч рублей, при этом отличается от 7t двухядерным процессором RockChip RK2918 с частотой 1200 Мгц и разрешением экрана в 1024х600 пикселей. Младший Wexler.TAB также имеет более скромные показатели тыловой камеры и лишен USB-порта.

Модель Wexler.TAB 7iS оказалась слабее и в части приема сигнала WiFi и сигналов со спутников GPS при том, что возможность подключить через USB-порт внешний GPS-модуль отсутствует.

Что касается Wexler.TAB 7t, то сигнал со спутников он уверенно принимал и в лесной чаще, но вот справиться с работой внутри УАЗ 3909 не смог, то и дело теряя сигнал. Видимо, количество металла вокруг сбивало модуль с толка и именно в таком случае стоило бы задуматься о внешнем модуле. Жаль возможности подключения внешней антенны не предусмотрено производителем. Было бы просто шикарно.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.52.jpg

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.53.jpg

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.54.jpg

Wexler.TAB 7iS.         
         
Еще одну особенность стоит учитывать — обращайте внимание на переходники «прикуриватель-USB». Универсального разветвителя на 3 розетки 12В и два USB не хватало, чтобы поддерживать устройство в заряженном состоянии и планшет при работе с навигацией начинал разряжаться даже с подключением к питанию. Вероятно мощности USB не хватало, что вполне может быть для NoName производителя из Поднебесной.

В любом случае оба планшета Wexler.TAB находятся в приемлемом ценовом диапазоне для того, чтобы смело закрепить их на панель автомобиля и не бояться повредить, чего не скажешь о более дорогом Apple iPad. Но, каждому свое.

Не стоит забывать, что для удобства использования планшета в качестве навигатора надо подумать и о надлежащем крепеже на панель или к лобовому стеклу автомобиля. Как понимаете в комплекте такого крепежа нет.

Я использовал обычный дешевый кронштейн купленный где-то в автозапчастях за смешные 300 рублей и, как ни странно, планшет хоть и болтался вместе с кронштейном, ни разу не выскочил из него и ни разу не отклеился от стекла при том, что терпеть ему пришлось многое.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.49.jpg

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.50.jpg

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.51.jpg

iPad.         
         
Для своего iPad я бы приобрел более дорогой и надежный кронштейн, а еще лучше — оставил бы его дома, но это другой разговор.

Программное обеспечение
Вводишь navi в «магазине» для Android или iOS и понимаешь, что ничего не понимаешь — от количества различных приложений начинает кружиться голова. Если же отбросить все ненужное на данный момент, то можно определить круг основных программ, на которых и остановимся.

Для ОС «Android» это: бесплатный «Androzic», платная и бесплатная версия программы «Советские Военные Карты», платная «OZI Explorer», а также платная и ограниченная бесплатная версия программы «CompeGPS TwoNav».

Для iOS предлагается та же программа «CompeGPS TwoNav», в ближайшее время должна появиться версия «OZI Explorer» и все. Некоторые имеющиеся бесплатные программы откровенно оставляют желать лучшего и с очень большим натягом годятся для серьезного использования. Можно еще упомянуть бесплатную «MotionX GPS», но о ней чуть позже.

Теперь обо всем подробнее.

ANDROZIC (Android)
Как следует из названия — программа написана исключительно для ОС Android и рассчитана для работы с картами формата OZI. Собственно ради этой программы изначально ко мне в руки и попали на тест планшеты Wexler.TAB, а уже позже было решено изучить и другие возможные варианты «планшетной навигации».

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.31.jpg

«Androzic» в режиме он-лайн карт. По опыту, совершенно бесполезная вещь в удалении от цивилизации за исключением общей навигации.

До функциональности «OZI Explorer» бесплатная программа не дотягивает, но основную свою задачу выполняет на отлично. Однако бесплатный сыр только в мышеловке и для того, чтобы пользоваться картами их придется найти или конвертировать в формат ozf3, другие форматы программа не прочитает. Старики поговаривают, что были времена, когда Androzic читал все форматы, но было ли это.

Рабочий экран «Androzic» не изобилует. Доступен обзор координат в месте курсора и кнопки оперативного управления, включая иконку записи трека. Остальные функции вызываются через меню или отсутствуют вовсе.

При необходимости можно переключить экран программы в режим курсового компаса с указанием данных о движении: высота, скорость и т.д.
Из бонусов — возможность использовать онлайн-карты «OpenStreet Map» с возможностью выбора какая из них будет использованная в данный момент. Естественно, что привычная навигация по принципу «проложить маршрут до...» не получится даже по загружаемым векторным картам.

Плюс, подгружаемые карты не везде доступны в силу наличия мобильной сети да и их пригодность для полноценной навигации вне основных дорог очень сомнительна. На опыте кэшированные в память карты оказались полезны только в качестве общего обзорного плана. Не более.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.32.jpg

«Androzic» отличается от «OZI E» наличием он-лайн функций и возможностью подгружать он-лайн карты в случае отсутствия растровых изображений.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.33.jpg

Использование растровой карты в «Androzic» превращает его в полноценный навигатор, небольшая проблема только с конвертацией карт в формат ozf3.

Заключение: неплохое бесплатное приложение с возможностью использования карт формата OZI ozf3 и подгружаемых онлайн карт. Необходимость вызывать некоторые функции через меню заметно снижает оперативность работы с программой, что для неспешной навигации приемлемо, а в случае спортивного использования не всегда.

Минусом является использования карт только формата ozf3 и ограниченная функциональность самой программы. Подгружаемые онлайн карты для полноценной навигации непригодны.

MotionX GPS (iOS)
Упоминать эту программу для iOS в данном обзоре не стоило бы, так как она использует только онлайн-карты пусть и с возможностью сохранять их.

Однако программа подкупает своей функциональностью и при этом бесплатна. Соответственно, установить ее в качестве обзорной навигации можно без лишних затрат, что для владельцев яблочных устройств достаточно редкое явление.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.35.jpg

В «MotionX GPS» можно выбрать используемые карты или спутниковые снимки.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.36.jpg

Меню «MotionX GPS» не перенасыщено, но вполне стандартно.

Для полноценной навигации программа непригодна, если в процессе «эволюции» в нее не будет добавлена возможность чтения растровых карт.

Советские Военные Карты (Android)
В принципе, можно сравнить эту навигационную программу с «MotionGPS», если бы не одно НО – программа умеет подгружать из сети растровые карты, в дополнение к возможности использования упомянутых онлайн-карт. Да и название подкупает.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.26.jpg

«Советские военные карты» подгружают только единственную растровую карту и не самую подробную.

Рабочий экран программы минималистичен, за исключением функции масштабирования, все остальные возможности скрыты в меню, а сами возможности оставляют желать лучшего. По функциональности «Советские Военные Карты»  во многом уступают «Androzic», кроме автоматической подкачки растровой карты.

Существенным минусом является то, что выбора масштаба растровых карт не предусмотрено, а по умолчанию подгружается только одна карта, очень похожая на двухкилометровку подробного атласа России. Это мое личное мнение, так как несмотря на указание масштаба «пятьсотметровки» свойственной для таких карт детализации не вижу вовсе. Выбрать другую карту не предоставляется возможности, за исключением слоев онлайн карт «OpenStreet Map»

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.27.jpg

Возможность использования он-лайн карт в «Советских военных картах» полезна, но не заменит навигацию по растровым картам в сложных условиях.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.28.jpg

Режим Tripmaster «Советских военных карт». Заменить трип-компьютер на соревнованиях не сможет ни одна из представленных программ.

Заключение: очень своеобразная программа с громким названием. Пригодна для замены бумажной карты дополненной ориентированием на местности. В минусах маленькая функциональность программы и невозможность подкачки более подробных карт.

CompeGPS TwoNaw
Сравнительно неизвестная программа для обеих операционных систем. Стоимость приобретения полной версии чуть больше 1000 рублей. Можно пользоваться бесплатным вариантом программы с ограничениями.

Бесплатная версия практически бесполезная вещь, а вот заплатив за Premium версию пользователь получает множество расширенных функций, в том числе 3D-вид ландшафта.
Рабочий экран программы выглядит сравнимо с «Советскими Военными Картами», для оперативного использования присутствуют только кнопки масштабирования, а остальные функции становятся доступными при касании экрана через соответствующие меню.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.37.jpg

В бесплатном режиме «TwoNav» имеет достаточную детализацию местности, но с названиями улиц и дорог проблема наблюдается.

Из упомянутых программ для навигации «TwoNav» одна из самых интересных, если не учитывать классического «OZI Explorer». В премиум-версии программы существует возможность загрузки любых доступных онлайн-карт, а также создания и использования своих собственных карт.

Интересна и возможность наложения друг на друга нескольких карт с различными режимами прозрачности и полная персонификация карт с помощью отметок, подписей и т. д. Кроме того есть возможность обмена точками и треками, публикация записей в социальных сетях, загрузка тайников Геокешинга и множество других полезных и веселых функций.

В программе предусмотрена возможность приобрести и платные карты, в том числе подробные топографические, но вот найти среди предложенных хоть одну российскую мне лично не удалось. Возможно это вопрос времени и дело для российских разработчиков.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.38.jpg

Приобретя полную версию «TwoNav» можно получить более мощные функции, в том числе возможность использования различных дополнительных карт.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.39.jpg

«TwoNav» удивляет ориентацией карты и даже в платной версии пока отсутствует возможность приобретения и загрузки подробных карт России.

Заключение: не совсем функциональная программа из-за отсутствия полноценных карт для России. Если тема получит развитие и карты будут пополняться, то «TwoNav» окажется отличным приобретением. Для путешествий по Европе карт уже достаточно много, как бесплатных, так и платных подробных.

Если разобраться с возможностью использования собственных карт, тогда «TwoNav» однозначно выходит в лидеры по возможностям для современного автопутешественника. В противном случае возможности программы в плане навигации не больше «MotionX GPS», а социальные функции – лишь украшение.

OZI Explorer
Здесь комментарии будут излишними - «OZI Explorer» родоначальник навигации по оцифрованным в растровое изображение бумажным картам. На памяти версии для защищенных ноутбуков Panasonic и КПК с WinCE, на которые ставился «Озик» только с одной целью – получить полноценную навигацию по «бумажным» картам с привязкой к координатам. Современные версии получили увеличенную функциональность, появилась версия для устройств с ОС Android и должна появиться версия для iOS.

Программа платная, но за удобство и стабильность приходится платить. Обсуждать использование пиратских версий не буду – для этого есть десятки других ресурсов и поддерживать работу производителей по разработке и улучшению программных продуктов или нет, решение конечного потребителя.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.29.jpg

«OZI Explorer» использует только растровые карты собственного формата и не перегружен ненужными возможностями. Только навигация.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.30.jpg

В настройках карты «OZI Explorer» не найти он-лайн функций.

Писать заключение нет смысла. «OZI Explorer» и его функции известны почти всем джиперам. Остается дождаться версии для iOS, чтобы полноценно пользоваться программой и на устройствах Apple, а желающие определенно найдутся. Главное, чтобы цена на продукт не зашкалила до заоблачных высот.

Выводы
Несмотря на ограниченный выбор программ для полноценной навигации в условиях бездорожья, планшет вполне способен справиться с поставленной задачей. Лучшим программным пока решением остается «OZI Explorer», а при надлежащей поддержке разработчиков карт к нему могут подтянуться программы «TwoNav», «Советские Военные Карты» и «Androzic».

Что касается операционных систем, то владельцам Android-устройств повезло больше, но это временное явление до момента выхода полноценной версии «OZI Explorer» для iOS.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.40.jpg

Наиболее справедливым можно считать использование планшетов в качестве дополнительного навигатора и он-лайн устройства при наличии GPRS-связи.

В качестве технического оснащения вполне достойным вариантом оказалось использование бюджетных планшетов Wexler.TAB или их аналогов. Нет необходимости приобретать более дорогое оборудование, если его уже нет у вас дома или вы желаете ощущать в руках дорогую и тяжелую вещь, а не пластиковую игрушку. Кстати, тот же Wexler.TAB имеет приятное на ощупь прорезиненное покрытие.

В минусах бюджетного решения нечастые, но возможные сбои в работе. Планшеты Wexler.TAB несколько раз за использование перезагружались самостоятельно или теряли сеть GSM-3G для восстановления которой требовалась принудительная перезагрузка. С Apple iPad такого не случалось, но стоит ли переплата этой маленькой проблемы решать вам. Возможности протестировать Android-планшет от известного бренда у меня не было, но думаю его можно было бы приравнять к iPad по стабильности работы. Надо пробовать...

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.24.jpg

Некоторые районы имеют слишком низкое разрешение спутниковых снимков и найти на них хотя бы намек на дорогу которой мы едем не получится.

Минусом использования планшета в качестве «боевого» навигатора еще и то, что с ним не стоит выходить под дождь к коллективу для обсуждения дальнейшего маршрута, да и размеры не всегда позволяют спрятать в карман и отправиться в пешую разведку.

На мой взгляд, оптимальным решением для любого серьезного путешествия было бы оснащение автомобиля обычным проверенным навигатором, а в дополнение к нему планшетом с загруженными картами. Окончательно в этом убедиться мы смогли в путешествии по Пинежскому тракту вдоль Пинеги и Вашки.

Использование для навигации исключительно одного планшета я бы рекомендовал в отсутствие альтернативы и на несложных маршрутах, равно как в составе колонны имеющей другие способы навигации. Уверенности в том, что планшет не заглючит или не зависнет в самый неподходящий момент у меня лично нет. Не знаю как у вас.

http://offroadclub.ru/ai/83000/article.82405/pics.25.jpg

Бумажные карты остаются самым надежным и стабильным средством навигации, не требующим батарей, сигнала спутников и т. п.

Не забываем также, что планшет может отвлечь штурмана новой игрушкой перед участком пути, когда тот захочет десантироваться из машины с полными ужаса глазами или потянуться за помятой в походах армейской фляжкой, если конечно это не входит в ваши коварные планы...

Репост: http://offroadclub.ru/faq/off-road_school/82405.html

Ctrl-Alt-Delete на все....
Спасибо сказали: Shadow_cat27Rus, kornet5552