Тема: Школа винчевания. Использование лебедки: базовые навыки

Школа винчевания (лебежения)

Использование лебедки: базовые навыки

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.26.jpg

Есть такая поговорка, что лучшие колеса, это лебедка. На самом деле лебедка не панацея, а значимость хороших колес еще никто не отменял.

Использование же лебедки заслуживает отдельного упоминания и, как в случае с реечным домкратом, пренебрежение простыми правилами может обойтись слишком дорого для вашего автомобиля или здоровья.

Основные типы лебедок

Прежде всего пробежимся по особенностям и отличиям. Лебедки бывают механическими, т. е. приводимыми в действие двигателем автомобиля от коробки отбора мощности (КОМ); электрическими — работающими с помощью встроенного электромотора и, реже, гидравлическими, использующими гидравлику для привода барабана лебедки.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.28.jpg

Электрическая лебедка.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.29.jpg

Гидравлическая лебедка.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.30.jpg

Механическая лебедка.

Кроме типа лебедки существуют отличия в материале, из которого изготовлен трос. Новые лебедки чаще всего комплектуются стальным тросом. Такой трос может быть заменен на синтетический, который легче, удобнее в эксплуатации, но требует особой осторожности при использовании.

Подготовка к работе

Итак, ваш автомобиль оказался в сложном положении, выбраться из которого своими силами нет возможности. Перед использованием лебедки достаньте и подключите пульт управления. Убедитесь в том, что мотор лебедки работает на размотку и смотку троса, а еще лучше проделать эту операцию до выезда, чтобы не оказаться у разбитого корыта в неподходящий момент.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.31.jpg

Блок управления лебедкой может располагаться вблизи лебедки, а также перенесен под капот или в другое доступное место.
Думаю, что вам известно, где находится блок управления лебедкой и как ей управлять с помощью дистанционного пульта.
Но, на всякий случай напомню, что блок или разъем для подключения пульта может располагаться как рядом с лебедкой, так и в любом другом месте, например, под капотом или в салоне автомобиля. В нашем случае блок расположен непосредственно рядом с лебедкой.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.32.jpg

Подключить пульт к блоку возможно только в одном — правильном положении. Делать это можно смело вслепую или в темноте.
Открываем защитную крышку и вставляем штекер пульта. Вставить его иначе, чем это предусмотрено конструкцией невозможно.
Подключив пульт управления убедитесь, что провод не будет мешать работе с тросом или не попадет в движущиеся механизмы под капотом (в случае установки блока под капотом).

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.33.jpg

Перед использованием лебедки стоит убедиться, что провод пульта не мешает работе лебедки и не может быть поврежден.
В нашем случае пропускаем провод так, чтобы в случае провисания он не оказался в опасной близости к барабану лебедки и не мешался при работе с ней.
Позаботьтесь о своих руках. При работе с синтетическим тросом будет достаточно обычных рабочих перчаток, но манипуляции со стальным тросом лучше всего осуществлять в перчатках из более плотных материалов и имеющих защиту из натуральной или искусственной кожи (замши).

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.34.jpg

Для работы с тросом, особенно металлическим, стоит запастись прочными перчатками с защитой ладоней и пальцев.

Стальной трос имеет свойство повреждаться. Разорванная жилка может быть незаметна визуально, но при работе с тросом способна поранить руку и занести в рану инфекцию. При работе в обыкновенных рабочих хлопчатобумажных перчатках следует быть особо осторожным.
Кроме размотки троса с помощью механизма лебедки, присутствует возможность свободной размотки. Для этого необходимо отключить барабан лебедки от приводного вала с помощью специального рычажка.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.35.jpg

Изучите вашу лебедку. В большинстве случаев достаточно переключить рычажок от себя для свободной размотки троса. В зависимости от марки и типа лебедки может отличаться.
На электрических лебедках, чаще всего, расположен справа от барабана. Лучше всего заранее узнать, как именно устроена ваша лебедка. В нашем случае для переключения в режим свободной размотки достаточно повернуть рычажок «от себя».

Закрепление троса

Выбираем дерево за которое будем крепить наш трос и вытягиваем его на нужную длину. Не стоит разматывать трос до конца, так как для надежного его закрепления на барабане необходимо, чтобы трос был намотан на несколько оборотов.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.36.jpg

Размотайте необходимое количество троса. Следите за количеством оставшихся витков на барабане и не допускайте полной размотки.
Существует несколько способов закрепиться за дерево. Не стоит обматывать вокруг дерева трос, так как при этом очень серьезно повреждается кора, да и сам трос от этого лучше не станет.
Лучше всего для этих целей подойдет специальная корозащитная стропа, которая обматывается вокруг дерева. Если корозащитной стропы нет, для этих целей вполне подойдет хорошая динамическая или буксирная стропа, чем шире, тем лучше.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.37.jpg

Корозащитная стропа крепится вокруг дерева, которое было выбрано для закрепления троса.

Следует учесть, что длинна динамической или буксирной стропы намного превышает длину корозащитной стропы. С другой стороны, именно этот факт может сыграть положительную роль, если будет необходимо зацепить трос за группу тонких деревьев или кустов.
Скрепляем концы стропы шаклом и крепим к нему крюк троса лебедки. Не надо закреплять стропу на дереве «удавкой», пропуская свободный конец через петлю. Такой способ не лучшим образом отразится на стропе, а также может серьезно повредить кору дерева.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.38.jpg

Используйте шакл для скрепления петель стропы и закрепления крюка троса лебедки.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.39.jpg

Не забудьте вернуть выключатель свободной размотки троса перед началом работы лебедки.

Чтобы окончательно подготовить автомобиль к эвакуации с помощью лебедки, не забудьте возвратить рычажок свободной размотки в рабочее положение. В случае с нашей лебедкой, поворачиваем его «к себе» до упора.

Безопасность процесса

Теперь позаботимся о своей безопасности, безопасности находящихся рядом людей и сохранности автомобилей, для чего необходимо «повесить» утяжелитель, который не даст натянутому тросу далеко улететь в случае разрыва.
Для этих целей отлично подходят специальные приспособления, которые входят в наборы для работы с лебедкой или продаются отдельно. При необходимости могут быть использованы любые подручные средства: тяжелую куртку, тяжелый резиновый коврик и т. п.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.40.jpg

В качестве утяжелителя троса, если нет специального приспособления, можно использовать любой доступный предмет: тяжелый резиновый коврик, тяжелую куртку или бушлат.
Могу предложить еще один способ утяжелить трос с помощью динамической или буксирной стропы, которая скорее всего имеется в вашем снаряжении. Можно просто бросить ее на трос, но стропа будет постоянно соскальзывать и не держаться на месте.
Делаем следующее: раскладываем трос на земле и делаем из него самораспускаемую косичку. Для этого образуем петлю и пропускаем в нее новые петли стропы, не протягивая до конца, чтобы в последствии было легко распутать одним движением.
Образовавшаяся в итоге структура будет хорошо держаться на тросе и не соскальзывать в самый неподходящий момент. Вешаем нашу «косичку» на трос.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.41.jpg

Можно использовать стропу в качестве утяжелителя троса. Лучше всего превратить ее в «десантную» косичку (таким образом складываются стропы парашюта после приземления).

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.42.jpg

Сплетенная косичкой стропа будет надежнее держаться на тросе и не сползать от малейшего движения.

Размещать утяжелитель следует в середине троса. Кроме того, некоторые джиперы предпочитают открыть капот, чтобы в случае обрыва троса он не полетел прямиком в лобовое стекло.
Убедитесь, что под днищем или мостами автомобиля не находятся посторонние предметы и мусор, которые могут создать дополнительные препятствия. Это могут быть бревна, пни и др.

Винчевание

Можно начинать лебедиться или винчеваться, как будет угодно.
Находясь в кабине при винчевании определите по ситуации, стоит ли помогать лебедке вращением колес или это будет только усугублять ситуацию закапывая автомобиль.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.43.jpg

Утяжелитель троса лучше всего размещать где-то вблизи центра троса.

Не глушите двигатель, так как работа мотора лебедки требует большой мощности и ваш аккумулятор с большой долей вероятности не обеспечит ее в достаточном количестве. Кроме того, работа лебедки не разрядит ваши батареи.
Не перегревайте лебедку. Если процесс затянулся, дайте мотору лебедки немного остыть. В это время можно повторно осмотреть засадное место на предмет посторонних предметов или пересмотреть место закрепления троса лебедки.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.44.jpg

При работе лебедки решайте по ситуации, стоит ли помогать вращением колес или это только затруднит эвакуацию.

В отдельных случаях для успешного винчевания может потребоваться удлинитель троса лебедки или блок, которые помогут зацепиться за удаленное дерево, усилить тягу лебедки или использовать трос под углом.
Если под днищем автомобиля находится полено, мешающее движению, возможно придется поработать реечным домкратом, чтобы приподнять автомобиль и убрать препятствие. Эти моменты мы рассмотрим в следующей статье.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.45.jpg

После использования размотайте трос и смотайте его аккуратно уложив на барабан.

После использования лебедки и возвращения на твердую землю, стоит снова размотать трос лебедки и снова смотать его, аккуратно уложив на барабан. Тем самым вы продлите срок использования троса, так как в процессе винчевания трос наматывается неровно и оставлять его так не стоит.

Основные правила

Несколько основных правил, которые помогут вам пользоваться лебедкой без приключений:
1. Следите за состоянием электрических контактов. Плохой контакт может стать причиной выхода лебедки из строя.
2. Следите за состоянием троса независимо от его типа. Очищайте его от грязи и держите в аккуратно смотанном состоянии.
3. Используйте специальные приспособления: утяжелитель троса, корозащитную стропу, качественные перчатки или изучите способы их заменить.
4. Будьте осторожны при использовании лебедки. Не позволяйте людям находиться в опасной близости от натянутого троса.
5. Не перегревайте мотор лебедки длительным использованием или длительными попытками намотать трос если автомобиль не движется.

http://offroadclub.ru/ai/79000/article.78216/pics.46.jpg

Следите за состоянием троса и лебедки. Проверяйте их перед выездом, чтобы не оказаться без нужного устройства в самый неподходящий момент.

Репост: http://offroadclub.ru/faq/off-road_school/78216.html

Ctrl-Alt-Delete на все....