Тема: Школа винчевания.Использование якоря.

Школа винчевания

Использование якоря: Самовытаскиваемся из неприятностей

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.55.jpg

Любой уважающий себя покоритель бездорожья прекрасно понимает, что необходимо для успешного преодоления преград. Есть три основные необходимые принадлежности: это резина с агрессивным протектором, полноценный полный привод и хорошая электрическая лебедка.

Чаще всего именно лебедка является последним аргументом в борьбе за право ехать, а для ее использования жизненно необходимо одно очень важное условие — наличие того, за что зацепить ее трос, например, дерево или вторая машина, но что делать, если их не оказалось в зоне досягаемости? В таких случаях приходит на помощь якорь.

Назначение и конструкция
В принципе можно использовать и морской, но лучше воспользоваться специальным автомобильным.
Якорь для самовытаскивания больше знаком спортсменам-трофистам. Задача у автомобильного якоря такая же как и у водного собрата — зафиксироваться на местности и удерживать привязанное посредством троса или цепи транспортное средство.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.52.jpg

Не сложно представить себе ситуацию, при которой ваш мощный и хорошо оснащенный внедорожник медленно погружается под землю на просторах весеннего поля, беспомощно вращая огромными злыми колесами.Вы одни, ближайше дерево метров за 500 и даже пара удлинителей троса лебедки не поможет. Погода хорошая, но не настолько, чтобы дожидаться пока грунт не высохнет. Что же делать? Доставать якорь!
Основной частью якоря является так называемая «лопата», которая соединена с кронштейном под острым углом. В конце кронштейна находится «ухо», за которое цепляется крюк лебедки, а посередине кронштейна находится второе «ухо» для вытаскивания самого якоря из грунта.

Виды якорей
Глобально якоря можно разделить на профессиональные (спортивные) и небольшие компактные для повседневного использования.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.59.jpg

Неразборный профессиональный якорь самовытаскивания.
Разница по большому счету в том, что первые, как правило неразборные или разделяющиеся на две части и снабжены достаточно большой лопатой, которая улучшает характеристики. Такие якори занимают много места и используются либо спортсменами, либо серьезными автопутешественниками с достаточным местом в багажнике или на нем.
Любительские, если можно так выразиться, якори имеют меньший размер, легко разбираются и складываются в специальную защитную сумку. Такие устройства легко перевозить в чистом багажнике и использовать только тогда, когда в этом будет серьезная необходимость.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.57.jpg

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.58.jpg

Складывающийся любительский якорь самовытаскивания.
    
В силу подвижной складной конструкции лопаты такой якорь не очень подходит для спортивного использования и требует более спокойного подхода.

Принцип работы
Принцип работы достаточно прост: якорь располагают на поверхности, направив острие лопаты в землю. К концу кронштейна крюком или через подходящий шакл прикрепляется лебедочный трос и включается на смотку лебедка. Удобнее проводить данную процедуру вдвоем, в таком случае штурман помогает лопате при натяжении троса быстрее и правильнее углубиться, равно как может помочь ей не выскочить встав сверху.
Если помощника нет, все то же самое можно проделать при условии, что у вас есть радиопульт к лебедке.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.50.jpg
Есть особенные рекомендации по выбору места применения якоря. Старайтесь использовать особенности местности в свою пользу: если рядом растет небольшой кустик или маленькое деревце, постарайтесь воткнуть якорь так, чтобы его лопата попала в корневую систему. Таким образом якорь получит естественную дополнительную преграду и упор.
Хорошо подойдет набитая колея или дорога, как правило грунт там более уплотненные и будет лучше держать якорь.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.51.jpg
Надо отчетливо понимать, что время года может существенно поменять ситуацию и, например, зимой забить лопату в мерзлый грунт будет крайне сложно. С другой стороны и провалиться зимой шансов тоже меньше.

Особенности использования
При использовании якоря на мягком грунте или на болоте стоит учесть одну особенность — после первого «прохода» якоря в грунте необходимо вынуть его наружу и уложить снова в месте первоначального заглубления.
Таким образом с каждым новым проходом якоря он будет все больше и больше заглубляться в грунт и собирать почву перед собой, а в болотце увеличится шанс зацепиться за что-то под водой. В определенных случаях именно это может стать условием для положительного эффекта.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.53.jpg

Естественно, что самыми худшими для использования якоря местами являются болота, гравийные и песчаные грунты, даже если они покрыты слоем плодородного грунта. В одном таком месте мы проторчали несколько часов и вытащить застрявшую Семидесятку с помощью якоря так и не смогли. Именно под плодородным слоем грунта скрывался песок и якорь категорически отказывался цепляться хоть за что-то.
После того как вам удалось выбраться из грязевого плена не торопитесь на радостях мчаться во весь опор, ведь надо еще вытащить своего «спасителя» из подземного царства. Сделать это можно и вручную, но по опыту проделывать этот трюк в течение 3-4 раз подряд просто тяжело, даже со здоровой и крепкой спиной.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.54.jpg

Чтобы сохранить здоровье и ускорить процесс, закрепите крюк лебедки посередине кронштейна за дополнительное «ухо» и вы с легкостью выкорчуете железного друга из-под земли. Останется только отряхнуть с него грязь.

Выбор якоря
Как выбрать якорь? Естественно, чем легче якорь, тем проще будет штурману или вам таскать его, особенно тогда, когда это приходится делать в спешке и несколько раз подряд.  Поверьте, что даже 8-килограммовая конструкция становится тяжким бременем при перемещении по болотам в течение долгого времени. Кроме всего прочего к ней спешит пристать глина, тина и прочая нечисть, которая никак не облегчает жизнь.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.60.jpg

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.61.jpg

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.62.jpg

Якори самовытаскивания фирм Автовентури, Wincar, Telawei (слева направо).
         
Сейчас можно найти облегченный якорь раскладываемый на две крупные части и производимый частной мастерской в основном для экспедиционеров и спортсменов, а также универсальные складные якори фирм Telawei и Wincar.
Если у вас на машине есть лебедка и вы периодически выдвигаетесь в одиночку в заповедные для недоприводов места, не побрезгуйте возить с собой компактный и красивый якорь. Если он спасет вас хотя бы один раз — это уже будет не напрасная покупка, так как не всегда и не везде есть возможность найти помощь в виде веселого тракториста.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.56.jpg

Если же вы намерены участвовать в спортивных мероприятиях и постоянно забираться туда, куда Макар коров не гонял, то якорь вам просто необходим. Не верите? Зря...
   
Смекалка в помощь
   
В исключительных случаях, когда под рукой не оказалось якоря, а лебедиться совершенно не за что, на помощь придет смекалка. В качестве якоря может быть использованы все имеющиеся подручные средства, например, закопанное в землю запасное колесо, бревно, сенд-трак и даже рыболовный бур, если правильно его заглубить и зацепиться тросом лебедки.
Естественно, что для должного эффекта вспомогательные средства должны быть правильно и достаточно глубоко закопаны. Учитывайте направление тяги и укладывайте предметы под углом, при котором они будут заглубляться при тяге лебедки.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84306/pics.63.jpg

Все рекомендации по использованию естественных преград в виде кустиков и т.п. также сохраняют свою актуальность.
В случае, если в багаже нет ни лопаты для закапывания вспомогательных средств, ни якоря, ни достаточной длины удлинителей троса лебедки, то возникает резонный вопрос: «А куда вы ехали?».

Удачи в грязи и на дорогах

Репост: http://offroadclub.ru/faq/off-road_school/84306.html

Ctrl-Alt-Delete на все....

2

Re: Школа винчевания.Использование якоря.

Якори самовытаскивания: тестируем на профпригодность

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.45.jpg

Трудно переоценить пользу, которую может принести застрявшему автомобилю, оборудованному лебедкой, якорь.
Есть якорь — и сразу перестают быть страшными раскисшие поля без единого кустика и отвесные овраги без деревьев по берегам. Как я уже писал, якоря бывают разными. Сегодня мне на тест досталась складная конструкция компании Telawei.
Итак, достаем якорь из багажника чистого автомобиля, где он компактно лежал в красивом черно-оранжевом чехле. Приятно осознавать, что таким же чистым и компактным он туда вернется после применения — отличное качество для того чтобы возить с собою всегда. Даже если он пригодится всего пару раз в жизни, то с лихвой отобьет свою стоимость и сам факт своего существования в вашей машине.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.42.jpg

Чтобы привести якорь в боевое состояние потребовались 2 минуты.

На то чтобы привести его в боевое состояние потребовались 2 минуты свободного времени, и совершенно не потребовалась инструкция. Безусловным плюсом является то, что для приведение в рабочее состояние этого средства самоспасения хватит инженерной хватки обычного, не искушенного в трофи человека.
Далее все по-настоящему — берем наш боевой УАЗ категории ТР-1 и едем на рельеф. Небольшой песчаный карьер неподалеку пришелся как раз: и грунт весьма мягкий, и уцепиться по бокам не за что.
Ныряем вниз, штурмуем стену песка и на выходе повисаем на брюхе. Никакой паники, так все и было запланировано, время появиться на сцене главному герою нашего теста.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.43.jpg

Направляющая ручка позволяет быстро ставить лопату якоря под нужным углом к поверхности земли.

Благодаря направляющей ручке (тоже интересное отличие от спортивных якорей) я без труда ставлю лопату якоря под нужным углом к поверхности земли.
Тут надо бы уточнить, что «шакла» в комплекте не предусмотрено, стало быть, надо запастись данным такелажем заранее, потому что лебедочный крюк в ухо якоря не пролезает.
Не велика беда, — достаем, крепим, затаиваем дыхание. Барабанная дробь, — лебедка лихо выматывает свободный запас кевларового троса, натяжение, якорь немного проползает в сторону машины и еще больше углубляется. Бинго! Надежно держась за окопавшийся фиксатор, машина выезжает из плена, даже не помогая себе колесами.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.44.jpg

Правильный угол позволяет якорю надежно окопаться в грунте.

Для чистоты эксперимента повторяем все заново, усложняя задачу: якорь ставим чуть ближе и немного под углом. Все так же уверенно нас выносит на край карьера. Зачет! Можно ехать в более влажную местность.
Еще по пути на карьер присмотрели чудеснейший заболоченный овражек. Воды не столь много — чуть выше колена, но под ней… М-м-м… Плодороднейший и коварнейший ил, который не подвластен никакой экстремальной резине. То, что надо!
С разбегу прыгаем в овраг, пару метров еще пролетаем за счет инерции, а дальше погружаемся подобно роторному экскаватору. Ну и не страшно. Закрепляю якорь, даю команду пилоту, придерживаю за ручку, помогаю войти в почву ногой. Все так, — и не так…

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.46.jpg

Чудеснейший заболоченный овражек с уровнем воды чуть выше колена.

Оставив борозду, как порядочный молодой конь, наш плуг прокапывает метровую траншею. Да, так просто тут не закрепиться; переношу якорь на чуть более твердый грунт, висну на нем как портовая дама на только что сошедшем на берег матросике. Все получается, однако совсем без применения опыта и навыков не обошлось, — впрочем, такие вещи быстро осваиваются при первых же опытах лебежения с якорем.
Подводя итог, могу сказать, что в целом якорем от компании Telawei я доволен. Честный трудяга с компактностью циркового лилипута. Этакий типичный представитель утилитарных приборов применяемых вне автомобильного спорта.
Применению на соревнованиях мешает весьма приличный вес устройства, в остальном службу несет исправно и избавит от хождения за трактором множество владельцев полноприводного транспорта оборудованного лебедкой.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.47.jpg

Честный трудяга с компактностью циркового лилипута имеет весьма приличный вес.

Из плюсов:
— Занимает мало места
— Укомплектован удобным чехлом
— Оборудован ручкой для контроля положения лопаты при вхождении в грунт
Из минусов:
— Имеет большой (порядка 14 кг) вес
Приобрести якорь Telawei можно в компании Автовентури или у официальных дилеров.

http://offroadclub.ru/ai/85000/article.84660/pics.48.jpg

Якорь самовытаскивания Telawei.

Репост: http://offroadclub.ru/faq/off-road_school/84660.html

Ctrl-Alt-Delete на все....